Основные направления деятельности отдела:
- консультативно-методическая, аналитическая деятельность;
- участие в системе повышения квалификации библиотечных работников;
- методическое обеспечение деятельности библиотек;
- организация проектной, программной деятельности.
Методический отдел осуществляет следующие виды деятельности:
- организует стажировки новых библиотечных сотрудников;
- осуществляет методическую, практическую помощь с учетом приоритетных направлений деятельности библиотек;
- анализирует состояние деятельности библиотек района, доводит до сведения библиотечных работников инновационные формы и методы из опыта работы библиотек области, других регионов, способствующие решению профессиональных задач;
- участвует в составлении годовых планов и отчетов;
- участвует в российских и республиканских конкурсах;
- участвует в разработке положений районных профессиональных конкурсах.
В отделе ведутся накопительные папки методических материалов, сценариев по различным направлениям библиотечной деятельности.
В течение года сотрудники отдела осуществляют выезды в филиалы с целью оказания методической и практической помощи.
Отдел располагает периодическими изданиями: "Библиотека", "Библиополе", "Воспитание школьников", "Классный руководитель", "Педсовет", "Последний звонок", "Читаем, учимся, играем", "Чем развлечь гостей".
Сотрудники методического отдела издают разнообразные информационные материалы (буклеты, календари знаменательных дат, методические рекомендации, отчеты о деятельности библиотек, рекомендательные списки литературы и др.)
Методист - Утямишева Маргарита Азатовна
Книжная полка профессионала
Уважаемые коллеги!
На нашу книжную полку мы поместили издания, которые помогут добиться успехов в вашей работе, благодаря которым Вы сможете пополнить свою копилку профессиональных знаний. Все представленные издания и публикации вы найдете в методическом отделе центральной библиотеки.
Справочник библиотекаря/Под ред. А.Н. Ванеева, В.А. Минкиной. - СПб., Изд-во "Профессия", 2000. - 432 с. - (Серия "Библиотека")
В "Справочнике библиотеки" учтены практические потребности работников общедоступных библиотек. Освещены вопросы организации библиотечной системы в РФ и библиотечных фондов, справочно-библиографического обслуживания. Большое внимание уделено библиотечному менеджменту, экономике библиотечной деятельности и компьютеризации технологических процессов. Имеется предметный указатель. Справочник может стать настольной книгой для широкого круга библиотечных работников. Он также представляет интерес для преподавателей и студентов специальных библиотечных учебных заведений.
Справочник библиографа /Науч.ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. - СПб., Профессия, 2002. - 528 с. - (Серия "Библиотека")
Справочник библиографа - первое издание подобного рода, отражающее место библиографии в системе информационно-коммуникационной деятельности и все основные процессы библиографирования и библиографического обслуживания. Отражены видовая структура информационных ресурсов, документальные потоки, место платных и бесплатных услуг в деятельности библиографов и многие другие насущные вопросы.
Савельева, Н.Ю. Настольная книга библиотекаря/Н.Ю. Савельева. - Изд.3-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 380 с. - (Профессиональное мастерство)
Эта книга станет незаменимым подспорьем в повседневной работе библиотекаря. В ней собраны все основные нормативные актыи положения, необходимые всем работникам библиотек.
Маслова, А.Н. Краеведение и библиотека: Избранные статьи. - СПб: Профессия, 2010. - 368с.
Книга содержит работы автора, опубликованные в разные годы, а также ра- нее не публиковавшиеся. В издании представлены статьи по теории, истории и практике краеведческой работы библиотек. Тексты размещены по тематиче- ским направлениям при необходимости, а также сокращены и дополнены ком- ментариями автора, характеризующими современное состояние освещаемых в публикации проблем
Тихомирова, И. И. Библиотечная педагогика, или Воспитание книгой: учебно-практическое пособие для библиотекарей, работающих с детьми / И. И. Тихомирова. – СПб.: Профессия, 2011. – 384 с.
Педагогическая функция становится одной из главных в библиотечной деятельности. Подробно рассматриваются вопросы, связанные с психологическими особенностями библиотечной педагогики, библиотечными ресурсами педагогики детского чтения, предлагаются методические разработки для проведения различных мероприятий в детских и школьных библиотеках.
Дрешер, Ю.Н. Библиотерапия: теория и практика: учеб. пособие/Ю.Н. Дрешер; науч. ред. Т.И. Ключенко. - СПб.: Профессия, 2008. - 272 с.
В книге представлены различные аспекты библиотерапевтического воздействия, дается общая характеристика специалиста-библиотерапевта, проанализирован процесс взаимодействия библиотерапевта и читателя, описаны основные средства библиотерапии и библиотерапевтические методики. издание предназначено для работников публичных библиотек, библиотек лечебно-профилактических учреждений, преподавателей, студентов и аспирантов вузов культуры.
Пилко, И.С. Информационные и библиотечные технологии: учеб. пособие/И.С. Пилко. - СПб.: Профессия, 2008. - 342 с. - (Серия "Библиотека")
Пособие посвящено проблеме создания, внедрения и использования информационных и библиотечных технологий в практике библиотек. Подробно рассматриваются особенности создания информационных продуктов и услуг, технологические процессы, осуществляемые библиотекой и регламентирующие их документы.
Моргенштерн, И.Г. Общее библиографоведение: Учеб.пособие для студентов по специальности "Библиотечно-информационная деятельность"/ЧГАКИ; И.Г. Моргенштерн: Науч. ред.проф. Г.В. Михеева. - СПб.: Профессия, 2006. - 208 ч. - (Серия "Библиотека")
Учебник содержит основные понятия и объяснения сущности библиографии как составной части культуры и коммуникационной деятельности, объяснение природы библиографической информации, характеристику структуры библиографической деятельности, а также библиографической науки в современной России. Изложение материала сопровождается наглядными примерами, схемами и таблицами, рекомендацией литературы для дополнительного углубленного изучения. Освоение библиографических знаний обеспечит формирование личности специалиста высокой квалификации.
Социологические исследования в библиотеках: Практическое пособие/Васильев И.Г., Илле М.Е., Равинский Д.К. - СПБ.: "Профессия", 2002. - 176 с. - (Серия "Библиотечный практикум")
Пособие подготовлено с учетом изменений, происходящих в содержании библиотечно-информационной деятельности, аудиториях пользователей и функциях библиотек. Учтены изменения в теоретических и методических подходах, получивших широкое распространение в социологической науке (качественные методы и соответствующие методическое обеспечение). Как составить программу социологического исследования? Кик определить основную проблему, цели и задачи исследования? Как выбрать способ первичной социологической информации и разработать соответствующий методический инструментарий? Как собрать, обработать и проанализировать полученные данные? Авторы предлагают ответы на эти и многие другие вопросы.
Майкл Бакленд. Модернизация библиотечного дела. Манифест/Виктория Стил, Стивен Д.Элдер. Как привлечь внебюджетные средства, стать фандрайзером: Принципы и практика развития библиотеки. Перефод с английского. - М.: ОГИ, 2000 - 272 с.
Авторы пишут о том, каким было библиотечное раньше и каково оно сейчас, каково вероятное направление его развития, каким, скорее всего, будет будущее библиотек, библиотечного дела и какими будут будущиетчитатели, как перестроить работу библиотек в свете грядущих перемен. Книга эта полезна, поскольку имеет практическое значение, и важна, поскольку дает новый взгляд на будущее библиотек.
Мелентьева, Ю.П. Библиотека и юношество:поиски взаимомопонимания. Библиотечное обслуживание как процесс социализации личности. - М.: Издательство "Институт психологии РАН", 1999. - 160 с.
Юлия Петровна Мелентьева - известный специалист в области библиотечного дела. Большинство публикаций Ю.П. Мелентьевой посвящено проблемам библиотечного обслуживания юношества. Ей принадлежит научный приоритет в расмотрении библиотеки как института социализации юношества.